Физкультура
Физкультура
в школе
http://www.fizkulturavshkole.ru
:: методика физической культуры ::


Условия деятельности учителя физической культуры

    Деятельность учителя физической культуры протекает в специфических по сравнению с деятельностью других учителей условиях.

    Можно выделить три группы этих условий:

    • психическая напряжённость;

    • физическая нагрузка;

    • внешнесредовые факторы, связанные с проведением занятий на воздухе.


    По классификации, принятой в психологии труда, работу учителя физической культуры можно отнести к четвёртой группе психической напряжённости по основным характеристикам деятельности. К этому следует добавить наличие на уроках физкультуры (особенно в младших классах) шума от криков детей (во время эстафет, подвижных и спортивных игр), который значительно превышает допустимые 50-60 дб, отличается прерывистостью звуков и высокими тонами, вызывая у учителя физической культуры психическое утомление.

    Дополнительными факторами психического напряжения учителя являются также необходимость переключения с одной возрастной группы на другую (смена ролей, которые учитель, как актёр, играет в разных классах, учитывая психологию детей разного возраста), большая нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки (команды должны подаваться чётко, громко – «командным голосом», часто на фоне шума, создаваемого учащимися при выполнении упражнений). Особенно велика психическая напряжённость у учителя, если он проводит урок с классом, находящимся с ним в конфликте, а также в случае, когда учитель проводит в день по 5-7 уроков.

    Особенностью условий деятельности учителя физической культуры является необходимость показывать физические упражнения и страховать учащихся при выполнении ими физических упражнений, а также передвигаться вместе с учащимися при занятиях на воздухе, в походах и т.д. Это (при наличии в день нескольких уроков) создаёт большую физическую нагрузку для учителя ФК. Следует учесть и то, что он почти весь день находится на ногах, в передвижении, что создаёт нагрузку на разгибатели ног и спины. Учитывая, что физические кондиции с возрастом ухудшаются, становится очевидным, что физическая нагрузка, испытываемая учителями физического воспитания на уроках физкультуры, становится одним из факторов, затрудняющим осуществление педагогической деятельности. Особенно это относится к учителям-женщинам, уровень физических возможностей которых меньше, чем учителей-мужчин.

    Потеря с возрастом физических кондиций заставляет учителя при показе упражнения излишне напрягаться, в результате чего страдает эстетическая сторона показываемого упражнения, лёгкость и непринуждённость его исполнения. А это имеет отрицательные педагогические последствия, т.к. учитель является для ребёнка эталоном силы, ловкости, выносливости. Чтобы этого не произошло, учитель постоянно должен поддерживать свою физическую подготовленность, что опять-таки приводит к увеличению физической нагрузки.

    Ещё одной спецификой условий деятельности учителя ФК является частое пребывание его на воздухе. Этот фактор имеет и положительную и отрицательную стороны. Всё зависит от погодных и климатических условий, которые требуют от учителя закалки и хорошего здоровья.

© begom78   Физкультура в школе  Челябинск